Введите текст заголовка

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
13 июня 2018 г. № 112-З
О внесении дополнений и изменений
в Воздушный кодекс Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 17 мая 2018 года
Одобрен Советом Республики 31 мая 2018 года


Статья 1. Внести в Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 78, 2/1214; 2007 г., № 305, 2/1398; 2010 г., № 17, 2/1661; 2011 г., № 60, 2/1818; 


1. В статье 1:
после абзаца восемнадцатого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«беспилотный авиационный комплекс – совокупность функционально связанных элементов, включающая один или несколько беспилотных летательных аппаратов, средства обеспечения взлета и посадки и средства управления одним или несколькими беспилотными летательными аппаратами;»; 

абзацы девятнадцатый – шестьдесят седьмой считать соответственно абзацами двадцатым – шестьдесят восьмым;
из абзаца двадцать седьмого слова «, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством» исключить;
абзац тридцать первый изложить в следующей редакции: 

«государственная авиация – авиация, используемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями, республиканским государственно-общественным объединением «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» для осуществления военной, пограничной, таможенной службы, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решения задач в области мобилизационной подготовки, а также для решения иных государственных задач, связанных с применением авиации, определяемых Президентом Республики Беларусь;»;
после абзаца тридцать девятого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«летная годность – комплексная характеристика воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта, определяемая реализованными в их конструкциях принципами и технологическими решениями, позволяющая совершать безопасные полеты в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации;»;
абзацы сороковой – шестьдесят восьмой считать соответственно абзацами сорок первым – шестьдесят девятым; абзац шестьдесят первый изложить в следующей редакции:
«сертификат типа – официальный документ, подтверждающий соответствие определенного типа воздушного судна, беспилотного авиационного комплекса, авиационного двигателя или воздушного винта требованиям, установленным авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами, за исключением технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;»;
после абзаца шестьдесят первого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«сертификат экземпляра – официальный документ, подтверждающий соответствие определенного экземпляра воздушного судна, беспилотного авиационного комплекса, авиационного двигателя или воздушного винта требованиям, установленным авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами, за исключением  технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;»;
абзацы шестьдесят второй – шестьдесят девятый считать соответственно абзацами шестьдесят третьим – семидесятым;
абзац шестьдесят девятый изложить в следующей редакции:
«экспериментальные полеты – полеты экспериментальных воздушных судов, выполняемые для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также испытаний авиационной и другой техники;»;
в абзаце семидесятом:
слова «, гражданин или иной субъект гражданского права» заменить словами «или гражданин»;
слова «, договора фрахтования» исключить.


2. В статье 6:
после части первой дополнить статью частью следующего содержания:
«Авиационные правила не должны содержать положения, требующие урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими.»;
части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;
часть третью после слова «установлено» дополнить словами «настоящим Кодексом или».


3. В статье 20:
абзац третий части первой после слова «суда,» дополнить словами «беспилотные  авиационные комплексы, включающие беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов,»;
в части второй: абзац третий после слова «суда,» дополнить словами «беспилотные авиационные комплексы, включающие беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов,»;
абзацы четвертый–шестой исключить;
часть четвертую исключить;
часть пятую считать частью четвертой.


4. Из абзаца третьего части первой статьи 21 слова «национальных и иностранных» исключить.


5. Часть четвертую статьи 22 изложить в следующей редакции:
«Контроль за деятельностью в области экспериментальной авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов Республики Беларусь осуществляется специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации.».


6. Статью 23 после слова «иными» дополнить словами «обязательными для соблюдения».


7. Часть первую статьи 24 изложить в следующей редакции:
«Эксплуатант гражданского воздушного судна обязан получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, удостоверяющий соответствие эксплуатанта гражданского воздушного судна установленным законодательством требованиям, за исключением организаций и граждан, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие летательные аппараты, в том числе планеры, дельтапланы, парапланы, а также воздушные суда любительской конструкции, аэростатические аппараты и беспилотные летательные аппараты в некоммерческих целях.».


8. Статью 25 изложить в следующей редакции:
«Статья 25. Сертификация гражданских и экспериментальных воздушных судов, беспилотных авиационных комплексов, авиационных двигателей и воздушных винтов Сертификация гражданских и экспериментальных воздушных судов, беспилотных авиационных комплексов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа подтверждается выдачей сертификата типа, если в ходе ее осуществления установлено,   что гражданские и экспериментальные воздушные суда, беспилотные авиационные комплексы, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа соответствуют требованиям, установленным авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами, за исключением технических нормативных правовых актов в области
технического нормирования и стандартизации, а конструкции гражданских и экспериментальных воздушных судов, беспилотных авиационных комплексов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признаны в качестве типовых. Сертификация единичных экземпляров гражданских и экспериментальных воздушных судов, беспилотных авиационных комплексов, авиационных двигателей и воздушных винтов подтверждается выдачей сертификата экземпляра, если в ходе ее осуществления установлено, что такие гражданские и экспериментальные воздушные суда, беспилотные авиационные комплексы, авиационные двигатели и воздушные винты соответствуют требованиям, установленным авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами, за исключением технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Гражданское воздушное судно, беспилотный авиационный комплекс, авиационный двигатель и воздушный винт в процессе серийного производства должны проходить в установленном порядке испытания и проверки, по завершении которых на гражданское воздушное судно, беспилотный летательный аппарат выдается сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), а на авиационный двигатель и воздушный винт их изготовителем оформляется документ, эквивалентный сертификату летной годности (удостоверению о годности к полетам). Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, беспилотного летательного аппарата, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а изготовление – требованиям, установленным авиационными правилами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
Сертификация в области гражданской авиации в целях выдачи сертификата типа, сертификата экземпляра, сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. 

Сертификация в области экспериментальной авиации в целях выдачи сертификата типа, сертификата экземпляра, сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) осуществляется специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации.
Указанные в частях четвертой и пятой настоящей статьи документы выдаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Сертификат типа, сертификат экземпляра аннулируются органами, выдавшими эти документы, в случае принятия в соответствии с законодательством компетентным органом решения о прекращении эксплуатации воздушных судов данного типа, данного экземпляра воздушного судна. Орган, принявший решение об аннулировании соответствующего сертификата, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения информирует об этом в письменном виде владельца этого сертификата с указанием причин его аннулирования.
Действие сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) приостанавливается органом, выдавшим этот сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), в случае: нарушения правил летной эксплуатации и технического обслуживания, предусмотренных эксплуатационной документацией воздушного судна; выявления в процессе эксплуатации и ремонта воздушного судна нарушений требований к летной годности, установленных авиационными правилами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
Орган, принявший решение о приостановлении действия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения информирует об этом в письменном виде владельца сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) с указанием причин приостановления его действия.
Возобновление действия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) осуществляется после устранения причин, вызвавших приостановление его действия, органом, который принял решение о приостановлении действия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Порядок признания сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) в Республике Беларусь определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.».


9. В статье 26:
название статьи после слова «гражданских» дополнить словами «и экспериментальных»;
в части первой слова «воздушного судна» и «охраны» заменить соответственно словами «и экспериментального воздушных судов» и «законодательства об охране»;
в части третьей: слово «охраны» заменить словами «законодательства об охране»;

после слов «возлагаться на» дополнить часть словом «специально»;
в части четвертой:
слова «воздушного судна» и «эксплуатанта» заменить соответственно словами «и экспериментального воздушных судов» и «эксплуатантов»;
слова «и рациональном использовании природных ресурсов» исключить;
в части пятой слова «требованиям в области охраны» заменить словами «законодательства об охране»;
после части пятой дополнить статью частью следующего содержания:
«Контроль за поддержанием соответствия экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапе их эксплуатации требованиям к летной годности в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов Республики Беларусь является частью контроля за безопасностью полетов воздушных судов в области экспериментальной авиации и осуществляется специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации.»;
часть шестую считать частью седьмой;
часть седьмую изложить в следующей редакции:
«Эксплуатанты воздушных судов обязаны представлять специально уполномоченному органу в области гражданской авиации и специально уполномоченному органу в области экспериментальной авиации, осуществляющим сертификацию гражданских и экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей и
воздушных винтов, а также разработчику этой авиационной техники информацию о техническом состоянии воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов и об особенностях их эксплуатации. Порядок представления этой информации определяется авиационными правилами.».


10. В статье 27:
часть первую дополнить словами «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь»;
часть вторую после слова «гражданской» дополнить словами «или экспериментальной»;
в части третьей слово «признает» заменить словами «или специально уполномоченный орган в области экспериментальной авиации признают».


11. Статью 28 исключить.


12. В статье 29:
часть первую изложить в следующей редакции:
«Воздушные суда подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством и могут быть зарегистрированы только в соответствующем реестре одного государства.»;
часть шестую после слова «гражданских» дополнить словами «и экспериментальных».


13. Статью 31 изложить в следующей редакции:
«Статья 31. Допуск воздушных судов к эксплуатации Гражданское воздушное судно, имеющее сертификат типа, допускается к эксплуатации, если оно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь и на него имеется сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
Государственные и экспериментальные воздушные суда, зарегистрированные в соответствующем государственном реестре воздушных судов, допускаются к эксплуатации в соответствии с требованиями авиационных правил.
Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, специально уполномоченный орган в области экспериментальной авиации, специально уполномоченный орган в области обороны вправе запретить эксплуатацию воздушного судна, зарегистрированного в соответствующем государственном реестре воздушных судов, в случае:
аннулирования сертификата типа или сертификата экземпляра (при их наличии);
принятия в соответствии с законодательством компетентным органом решения о прекращении эксплуатации воздушных судов данного типа, данного экземпляра воздушного судна;
выявления в процессе эксплуатации и ремонта воздушного судна нарушений требований к летной годности, установленных авиационными правилами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
отсутствия на воздушное судно регистрационного удостоверения, сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) на гражданское и экспериментальное воздушные суда;
приостановления действия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам);
нарушения правил летной эксплуатации и технического обслуживания, предусмотренных эксплуатационной документацией воздушного судна.».


14. В части четвертой статьи 33 слова «полетов, выполняемых в соответствии с установленными законодательством требованиями проведения испытательных и экспериментальных полетов» заменить словами «испытательных полетов, выполняемых после проведения ремонта».


15. Часть шестую статьи 36 дополнить словами «, а также специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации в рамках контроля за деятельностью в области экспериментальной авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов Республики Беларусь».


16. Статью 381 изложить в следующей редакции:
«Статья 381
. Медицинское обеспечение полетов Медицинское обеспечение полетов гражданских воздушных судов осуществляется организациями здравоохранения, иными организациями, имеющими сертификат на право осуществления деятельности по медицинскому обеспечению полетов гражданских  воздушных судов, и включает:
медицинское освидетельствование авиационного персонала гражданской авиации;
проведение предполетных (предсменных) медицинских осмотров авиационного персонала гражданской авиации;
медицинскую помощь авиационному персоналу гражданской авиации в период между медицинскими освидетельствованиями;
своевременное оказание скорой медицинской помощи авиационному персоналу гражданской авиации, пассажирам воздушных судов и другим лицам, находящимся на территории аэропорта;
проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
оснащение гражданских воздушных судов необходимыми запасами лекарственных средств и медицинских изделий;
обучение экипажа гражданского воздушного судна методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья пассажиров на борту гражданского воздушного судна;
подготовку и участие привлекаемых медицинских работников в проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
психофизиологическую подготовку авиационного персонала гражданской авиации.
Порядок медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов  определяется авиационными правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и уполномоченным органом в области здравоохранения.
Медицинское освидетельствование авиационного персонала гражданской авиации может проводиться также в иностранных организациях, имеющих сертификат на право проведения такого освидетельствования, признанный в Республике Беларусь.
Порядок медицинского обеспечения полетов государственных воздушных судов определяется авиационными правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию с республиканскими органами государственного управления, в деятельности которых используется государственная
авиация, и республиканским государственно-общественным объединением «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь».
Порядок медицинского обеспечения полетов экспериментальных воздушных судов определяется авиационными правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения и специально уполномоченным органом в области обороны.».


17. В статье 49:
часть первую после слов «авиации Республики Беларусь» и «Советом Министров Республики Беларусь» дополнить соответственно словами «, Государственный реестр вертодромов гражданской авиации Республики Беларусь» и «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь»;
часть третью дополнить словами «, Государственном реестре вертодромов гражданской авиации Республики Беларусь»;

часть четвертую после слов «Республики Беларусь» дополнить словами «и Государственного реестра вертодромов гражданской авиации Республики Беларусь»;
часть пятую после слов «авиации Республики Беларусь» и «Советом Министров Республики Беларусь» дополнить соответственно словами «, Государственный реестр вертодромов государственной авиации Республики Беларусь» и «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь»;
часть шестую дополнить словами «, Государственном реестре вертодромов государственной авиации Республики Беларусь»;
часть седьмую после слов «Республики Беларусь» дополнить словами «и Государственного реестра вертодромов государственной авиации Республики Беларусь».


18. Часть третью статьи 50 после слов «Республики Беларусь» дополнить словами «,Государственном реестре вертодромов гражданской авиации Республики Беларусь».


19. Статью 51 после слова «аэродромов» дополнить словом «(вертодромов)».


20. Часть четвертую статьи 57 исключить.


21. Статью 59 исключить.


22. Часть третью статьи 70 и часть первую статьи 73 дополнить словами «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь».


23. В части второй статьи 77 слово «Государственной» заменить словом «Национальной».


24. В статье 781:
часть первую после слова «судов» дополнить словами «, покидающих и направляющихся в Республику Беларусь,»;
после части первой дополнить статью частью следующего содержания:
«Предусмотренная частью первой настоящей статьи передача персональных данных пассажиров осуществляется без их согласия.»; часть вторую считать частью третьей.


25. В статье 96 слова «одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна» заменить словами «всю или часть вместимости воздушного судна (воздушных судов)».
Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом; принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статья 1 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона


Ассоциация эксплуатантов беспилотной авиации

220075 г. Минск, ул. Инженерная 22, оф 306

info@uavoperators.by

+375 29 720-42-13

Напишите нам

Call Now Button